Беспощадность украинской повседневности, острота конфликтов, когда празднование дня рождения может легко заканчивается убийством является отражением ловушки оперативной реальности, где оказались самые различные слои общества.
По роду деятельности постоянно приходится встречаться с массой различных людей, живущих в различных частях нашей страны. Со временем замечаешь закономерность, вытекающую из характера отношений в нашем обществе.
Вот встречаешь в своей жизни человека. Смотришь на него. Он умный, интересный, разносторонний. С ним есть о чем поговорить. Все резко меняется с того момента, когда человек начинает видеть в тебе ресурс. Такой человек вдруг осознает, что с твоей помощью можно улучшить свое материальное положение. И … резко мельчает. В глазах появляется лихорадочный блеск, беспорядочные метания, безумные предложения следуют одно за другим. В общем, тянется и тянется рука.
Наблюдать это забавно, временами даже смешно, но грустно.
Когда я описывал характеристики нашей элиты, то не раз отмечал, что краткосрочность ее мотиваций является системной характеристикой, а не какой-то случайностью, характерной только для отдельных личностей. Но из этого вытекает еще одно следствие. Краткосрочность мотиваций является не только характеристикой нашей элиты, но и всего общества в целом.
Опять-таки, я не раз говорил, что наш народ и наша элита являются одним целым. Более того, возможно, никогда еще в нашей истории народ и элита не были так близки в своей сущности.
Что отличается элиту от простого человека? Воля и наличие рефлексии, как инструмента, поднимающего ее над повседневностью.
Что характеризует нашу элиту? Воля и практическое отсутствие рефлексии. Воля является главнейшим качеством политических лидеров, поскольку она позволяет навязать другим субъектам свой интерес или связать его с другими интересами.
Рефлексия позволяет осознать всю совокупность факторов, причинно-следственных связей и принять оптимальное решение.
Без рефлексии воля слепа, без воли рефлексия не может конвертировать понимание сути вещей в формирование необходимого порядка.
Из этого вытекает, что наша элита недалеко ушла от простого человека, что неудивительно, учитывая ее морфологию. Именно в этой плоскости лежит множество, если не большинство, наших проблем.
Неспособность видеть далеко приводят в вечную тактическую ловушку. Наша элита напоминает ребенка, севшего играть в шахматы с взрослым. Взрослый видит всю картину на шахматной доске, а ребенок только тактический рисунок. Поэтому ребенок стремится побить какую-либо из фигур противника, а взрослый ходит для того, чтобы поставить мат.
Недавно случайно удалось пообщаться с одним умным человеком близким к властным кругам. Он поделился наблюдением, хорошо иллюстрирующим вышесказанное. Он как-то задал вопрос представителю одной ФПГ: почему десятки компаний в оффшорах регистрируют на одно лицо. А зачем поступать иначе? — последовал ответ. То есть, они даже не понимают, что их попытки скрыть причастность к тем или иным коммерческим структурам обречены на провал и легко попадают в поле зрения представителей западных структур.
В этом плане представители нашей элиты мало в чем отличаются от простого человека, чей горизонт планирования ограничивается в лучшем случае несколькими неделями.
Однако, я не случайно в самом начале сделал оговорку, указав на умных людей. Именно глядя на них открывается вся глубина разложения данного общества. Вся эта интеллигенция, эти интеллектуалы в условиях Второй украинской республики оказались зажаты между потребностями повседневности и собственной рефлексией. Повседневность убила рефлексию, точнее выключила ее.
Беда очень многих умных людей в нашей стране, что они настолько погрязли в своей текучке, что эта тактическая их неупорядоченность не дает им возможности поднять голову и увидеть свою перспективу.
Причем это умные люди, реально умные, но из-за своих проблем, они попадают в неурядицы, которые включают только хватательные рефлексы, чтобы попытаться максимум поиметь с тактического расклада.
Это и есть подлинная трагедия целого поколения, застрявшего своими корнями в материальном дефиците СССР, сожравшего без остатка всю их жизнь. СССР уже давно нет, но дефицит сидит в головах, как раковая опухоль. Дефицит родил постоянное чувство «голода», превратившего Украину в территорию постиндустриального коллапса. Дефицит в соединении с культом потребления, пришедшего к нам в 90-е годы превратил «хомо советикуса» в «хомо пожирающего».
Это привело к тому, что даже умные люди превратились в жертвы обстоятельств. Обстоятельства формируют траекторию их жизни, а не они обстоятельства. Однако, никогда, никогда текущие проблемы не должны определять перспективу. Когда поток повседневности захватывает мыслящее существо, оно перестает быть таковым. Это касается, как государственной политики, так и личностное развитие. Беспощадность украинской повседневности, острота конфликтов, когда празднование дня рождения может легко заканчивается убийством является отражением ловушки оперативной реальности, где оказались самые различные слои общества.
Выход из этой ловушки находится, прежде всего, в области возврата рационального в нашу жизнь.
На любую ситуацию настоящего нужно смотреть из будущего. Как будто ты прожил уже 10 или 20 лет, задавая самому себе вопрос, как твоя проблема будет выглядеть тогда. Это меняет отношение к происходящему, поскольку даже бытовые ссоры будут иметь иной смысл. Если бы этому учили с детства в школе, то наше общество, да и любое общество не имело множества конфликтов в которых уничтожается огромное количество энергии.
Оставить комментарий