Уровень доверия украинского общества к политикам катастрофически низок. Причем не только к тем, кто сейчас управляет страной, но и к тем, кто на власть только претендует.
В ситуации, когда каждый сам за себя, сделать что-то масштабное сообща, например, спасти идущую на дно экономику – невозможно.
На чем должно базироваться доверие к политикам и управленцам? Безусловно, на вполне очевидных вещах – последовательности в действиях при достижении ранее заявленных целей и программ, чистоте репутации и бережливому к ней отношению, реальному патриотизму, а не амбициям, которые зациклены на собственном кармане.
Не трудно заметить, что ни одна из этих составляющих не пользуется почетом у большинства в украинском политикуме.
Что, собственно, и является краеугольным камнем проблемы, которая продолжает разрушать украинское государство в экономическом измерении, а общество – в морально-этическом.
В сегодняшней Украине явственно ощущается то, что английские ученые Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг назвали действием “теории разбитых окон”. Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство.
Строго говоря, несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.
Политики не дорожат собственной репутацией у избирателя. Они знают: риски всегда можно обойти окольным путем – подачками на выборах, скупкой голосов, административным давлением.
Украинское общество, в свою очередь, так и не научилось выставлять счета политикам, аппетиты которых к мародерству, согласно той самой теории разбитых окон, только растут.
На сегодняшний день социально-экономическая депрессия в стране усугубляется еще и ощущением политической безнадеги. И дело не только в том, что не работает заблокированная Рада.
Гигантский социальный разрыв между условными Межигорьями и трущобами, по идее, должен увеличивать не только неприятие власти, но и поддержку оппозиции. Если бы в действиях нынешних оппозиционеров просматривалась вполне понятная программа и стратегия действий, то ее бы поддержало и общество, возможно, даже на улицах.
Но на деле украинскому гражданину некому довериться в политическом смысле, ведь он прекрасно понимает, что подавляющее большинство оппозиционных деятелей так же далеки от народа, как и представители власти.
Оглушительное крушение надежд на команду оранжевой революции, скандалы из разряда “за гранью”, как, например, инциденты с депутатом-убийцей Лозинским или судьей-взяточником Зварычем, в конце концов, несправедливость прогнившей насквозь коррупционной системы, с которой ежедневно сталкивается практический каждый гражданин, снизили болевой порог общества, притупили его восприимчивость.
Несогласие с происходящим, которое еще не так давно несло энергию изменений, после многих бесплодных попыток превратилось в тотальное неверие и замкнутую агрессивность.
Все это понятно из разговоров на улицах, на кухнях и в соцсетях, из впечатлений от общения с людьми, которые живут здесь, рядом, в одном городе и в одной стране. Наверное, поэтому сейчас явственно видно и снижение публичной активности гражданского общества, не аффилированного с политическими партиями.
Очередные надежды, связанные с обновлением парламента, довольно быстро сменились ощущением безысходности. Копошащаяся вокруг трибуны Рады масса выглядит одинаково серой и одинаково бесполезной.
Общество уже наелось политикой и попросту не видит различий между представителями власти и оппозиции. Притом, что сами политики постоянно стирают грани тех принципов, на которых, по идее, они и должны строить такую хрупкую вещь, как доверие.
Оставить комментарий