Правительство предлагает уменьшить ставку ЕСВ для работодателей до 15% и установить ее на уровне 3,6% для наемных работников. Сейчас общая нагрузка на фонд оплаты труда колеблется в диапазоне от 34,7 до 49,7% в зависимости от класса риска производства. Кроме того, чиновники намерены отменить дифференцированные ставки по категориям профессионального риска, которых сейчас насчитывается 67. Цель новаций — постепенная легализация заработных плат. В Миндоходов и сборов уверяют: это может принести государству десятки миллиардов гривень.
“Нынешняя ставка социального взноса является экономически необоснованной и нецелесообразной, из-за чего 40–50% отечественной экономики находится в “тени”. Объем зарплат, которые выплачиваются в “конвертах”, составляет около 150 млрд грн. При этом Пенсионный фонд ежегодно недополучает как минимум 50 млрд грн.”, — говорит экс-замминистра труда и соцполитики Павел Розенко. Кроме того, без официального оформления, по экспертным оценкам, трудится примерно 5 млн человек. А из 12 млн нанятых работников около 25% оформлено на минимальную зарплату.
Правда, на первых порах снижение ЕСВ может пробить серьезную брешь в бюджетах соцфондов, в первую очередь хронически дефицитного Пенсионного фонда. Предприниматели, привыкшие с опаской относиться к инициативам власти, едва ли будут спешить с легализацией заработных плат. По подсчетам налоговиков, потери от уменьшения ставки ЕСВ до 15% могут превысить 90 млрд грн., что съест едва ли не половину доходов Пенсионного фонда.
“Осторожность нужна и при введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Завышенная максимальная ставка может стать дополнительным стимулом для сокрытия доходов. Поэтому необходимо, во-первых, повысить необлагаемый налогом минимум хотя бы до уровня прожиточного, во-вторых — не устанавливать максимальную ставку выше 25% (на данный момент ставка подоходного налога составляет 15%, а для доходов, превышающих 10 минимальных зарплат, — 17%. — “ДС”)”, — полагает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
Чтобы компенсировать возможные потери от реформирования зарплатного налогообложения, Министерство доходов и сборов уже отрабатывает варианты, смягчающие последствия упомянутых новаций. “Думаю, что сможем в кратчайшие сроки наработать и внести предложения, чтобы дать толчок детенизации зарплат. Мы должны не просто снижать ставку налога, а предложить компенсаторные механизмы, которые позволят сбалансировать поступления в государственный бюджет”, — заявил министр доходов и сборов Александр Клименко.
Прежде всего таким компенсатором может стать отмена налоговых льгот. Согласно проекту предложений к Госпрограмме по активизации развития экономики в 2013–2014 гг., от пересмотра налоговых преференций правительство намерено дополнительно привлечь в казну 15–20 млрд грн. Еще около миллиарда гривень для бюджета должно обеспечить принятие закона о трансфертном ценообразовании, позволяющее перекрыть одну из самых распространенных минимизационных схем с помощью оффшорных “прокладок”. Дополнительные поступления также может обеспечить инициированное ведомством всеобщее декларирование доходов для физлиц, введение которого запланировано на 2014 г. По самым скромным оценкам, эта новация должна увеличить доходы в бюджет от подоходного налога как минимум втрое.
Чтобы эффективнее бороться с теневыми зарплатами, Миндоходов хочет взять под свою опеку администрирование единого социального взноса. Таким образом, налоговая сможет сравнивать задекларированные украинцами доходы с информацией об их выплатах, предоставляемой предприятиями, и, соответственно, оперативно выявлять “разночтения”.
“Если налоговая администрация уже отвечает за администрирование подоходного налога, то целесообразно отдать ей и данные полномочия. Это упростит отчетность и будет способствовать снижению административных расходов Пенсионного фонда и определенной легализации заработных плат”, — полагает ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий.
Оставить комментарий