У свое время Украина порядочно натерпелась от коммунизма и национал-социализма, сегодня радикальные лозунги вновь оказались на повестке дня.
А почему бы и нет? Отчего идеи, пользовавшиеся бешеной популярность в прошлом, не должны быть востребованы сейчас? Чем рядовой киевский клерк отличается от российского разночинца начала XX века или германского обывателя 30-х годов? Кто-то скажет, что наши современники обладают историческим опытом, якобы предохраняющим от повторения ошибок.
Чаще всего исторический иммунитет к тоталитаризму ограничивается неприятием внешней атрибутики. Стоит вынести ее за скобки, и мы получаем идеи, по-прежнему привлекательные для большинства украинцев.
Верховенство права и экономическая свобода способствуют развитию, но не избавляют от ощущения несправедливости. В обществе, где каждый является кузнецом своего счастья, и у каждого есть возможность преуспеть, дискомфорт может даже усилиться. Когда в своих бедах можно винить только себя, а не правящую банду, любая неудача воспринимается особенно болезненно. Когда все зависит от личных способностей, неизбежны постоянные разочарования — ведь человеку свойственно переоценивать свои способности.
Знаменитый экономист Людвиг фон Мизес писал: «Система цен и рынков при капитализме образует общество, в котором именно личные заслуги и достижения определяют успех или неуспех человека. Несчастным его делает то, что эта система дает каждому возможность добиться самого высокого положения, но этого, разумеется, достигают немногие. Чего бы человек ни добился, это всегда лишь ничтожная часть того, чего жаждет его честолюбие. Перед его глазами всегда есть люди, достигшие успеха там, где он потерпел неудачу. И он подсознательно испытывает по отношению к ним комплекс неполноценности».
Контраст между желаемым и достигнутым, между собственной самооценкой и оценкой со стороны, между своим и чужим положением — вот что Homo Sapiens считает несправедливостью. Это чувство преследует людей из самых разных социальных слоев.
Нет никакой заслуги в том, чтобы родиться бедным и остаться бедным. Нет никакой заслуги в том, чтобы родиться немцем, русским, евреем или украинцем. Но значительная часть наших сограждан скажет, что этнические украинцы в Украине должны пользоваться особыми правами. Ведь это же справедливо! Не меньшая часть наших сограждан скажет, что бедняк имеет право на деньги, заработанные другими людьми.
Очень приятно ощущать себя частью «трудового народа», «титульной нации», «господствующей расы» или какой-то другой привилегированной общности. Очень заманчиво избавиться от личной ответственности за свои неудачи, провалы и несбывшиеся планы. Очень лестно думать, будто ты достоин намного большего лишь потому, что ты — это ты. Человек с белой кожей, с обрезанным членом, с фамилией на «-ко» или на «-ов», с малопрестижной и низкооплачиваемой профессией…
Людям нужен не только материальный, но и психологический комфорт. Важно не просто посулить им незаслуженные привилегии, а и доказать, что обещанные привилегии вполне заслужены. Этим занимается любой политик-популист.
Но у радикальных борцов за справедливость это получается особенно хорошо — ведь они сами верят в то, что говорят. Идейные ребята живо расскажут о причитающихся тебе преференциях, которые ты не получил из-за коварных буржуев, жидомасонов, иммигрантов, белых колонизаторов или других пакостников.
Чем хуже обстоят дела, чем больше личных усилий требуется для достижения желаемого, тем привлекательнее «справедливая» идея незаслуженных привилегий. Для Запада радикальные комми и наци все-таки были чем-то экстраординарным. Для Азии или Латинской Америки — вполне тривиальным явлением. А в солнечной Африке никаких других ярких политиков практически и не было.
Разнообразные Нкрумы, Лумумбы, Мобуту, Амины и прочие Мугабе твердили одно и то же: «Ты здесь родился. У тебя черная кожа. Ты бедный. Твоих предков угнетали. Значит, ты достоин лучшей жизни!»
Такая логика очень нравилась широким массам, но в итоге они получали разруху, голод и кровопролитие…
Оставить комментарий