Вопрос суверенитета – самый щекотливый из всех, так как является очень политизированным. В случае полноценного вступления Украины в ЕврАзЭС и подписания Договора о Таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве, нашему государству действительно придется передать часть своих полномочий наднациональным органам — Высшему евразийскому экономическому совету и Евразийской экономической комиссии, которая является, по сути, исполнительным органом ВЕЭС. Экономический арбитраж будет проходить в Суде Сообщества, который является общим для всех наднациональным органом. Решения ВЕЭС принимает путем консенсуса сторон.
В случае вступления Украины в Зону свободной торговли с ЕС и подписания Соглашения об ассоциации, нам также придется передать часть полномочий наднациональному органу – Совету Европейской ассоциации свободной торговли, в который входят министры и постоянные представители. Решения принимаются простым большинством. Деятельность Совета поддерживается Секретариатом, исполнительным органом ЕАСТ. В случае наличия хозяйственных споров разрешаются они в Стокгольмском арбитражном суде.
Важно отметить, что в обоих случаях высшие органы экономических объединений будут находиться не в Украине, а за ее пределами. В случае ТС – это Москва и Санкт-Петербург. В случае ЗСТ – это Брюссель и Стокгольм. В арбитраже будет действовать не украинское законодательство, а рабочими языками будут соответственно русский и английский. Можно сделать вывод, что любая интеграция всегда является частичным отказом от суверенитета. И этот отказ компенсируется экономическими и социальными выгодами для страны, бизнеса, отдельных граждан. В каком из объединений он будет компенсирован лучше?
Главной задачей любого экономического объединения является активизация торговли, увеличение товарооборота, повышения качества товаров и услуг и снижение их цен за счет конкуренции. На сегодняшний день, по данным Государственной таможенной службы, товарооборот Украины со странами Таможенного Союза достиг уровня 60 млрд. долларов США в год. Причем наблюдается рост объемов торговли, который за минувший год достиг 50% (продажи выросли в 1,5 раза). Товарооборот нашей страны с Европейским Союзом в 2012 году снизился до чуть более 30 млрд. долларов США. В 2011 году он составлял $ 44 млрд.
Следует отметить, что в плане потенциала ЕС является более перспективным рынком, так как его объемы составляют 27% мирового ВВП, а объемы рынка ТС – всего около 3%. Тем не менее, тут нужно учитывать возможности воспользоваться этими 27% валового продукта. Ведь даже при абсолютно открытой торговой зоне, в которой не будет фискальных и юридических преград, нас от рынка ЕС отделяет преграда в виде конкурентоспособности продукции и ее соответствия многочисленным сертификационным пунктам, принятым в торговой зоне Евросоюза.
И здесь уже возникает вопрос о том, какие выгоды получат промышленность и сельское хозяйство от интеграции. Так, при вступлении в Таможенный Союз Украина сможет беспошлинно экспортировать туда высокотехнологическую продукцию, а именно производство авиационной, автомобильной промышленности, гражданского судостроения. К примеру, Украина экспортирует в Россию 80% своей авиационной продукции, а импортирует из РФ около 60% деталей для нее. Возможно участие и в аэрокосмических проектах. В то же время, никаких выгод это не дает для черной и цветной металлургии, так как в этой области Украина и Россия являются конкурентами, продавая металл странам Запада и Китаю. В выигрышном положении также оказывается аграрный сектор и пищепром, так как будут сняты барьеры для экспорта в страны ТС спиртных напитков, молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий.
Оставить комментарий